В колледже прошёл круглый стол на тему: «Содействие профессиональному развитию и трудоустройству обучающихся, слушателей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в учреждении среднего профессионального образования».

Профессиональная подготовка студентов – инвалидов и ОВЗ

С целью консолидации усилий профессионального сообщества в сфере профессионального обучения по вопросам определения эффективных путей и механизмов практики содействия трудоустройству выпускников колледжа из числа лиц с ОВЗ и инвалидов, а также разработки предложений в сфере взаимодействия по данному вопросу 18 апреля состоялось заседание круглого стола на тему: «Содействие профессиональному развитию и трудоустройству обучающихся, слушателей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в учреждении среднего профессионального образования».

В обсуждении этого важного вопроса приняли участие администрация, специалисты и педагогические работники колледжа: Сарабаров А.Б.; Федорова Н.И.; Жукова Р.Л.; Тогидняя Н.А.; Ивикеев С.А.; Гнедова Н.П.; Шварц Н.О.; Панькова Т.Ю.; мастера производственного обучения: Головко В.А.; Ванюкова Т.А.; Подъяпольский Б.А. библиотекари: Боголюбова Н.В.; Самсонова Л.И.; воспитатели: Пономорева Е.Г.; Дзюба А.П.; Шпынова Е.А. и родители обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Активно включились в диалог представители следующих организаций и ведомств:

  • Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии города Ханты-Мансийска;
  • Казенного образовательного учреждения «Ханты-Мансийская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
  • Казенного учреждения ХМАО-Югры «Ханты-Мансийский центр занятости населения»;
  • Управления опеки и попечительства Администрации г. Ханты-Мансийска;
  • ФКУ «ГБ МСЭ по ХМАО-Югре» Министерства труда России;
  • БУ ХМАО-Югры «Ханты-Мансийская клиническая психоневрологическая больница»;
  • АУ «Югорский центр профессиональной патологии».

Актуальными обозначены следующие направления работы:

  • развитие социального партнерства;
  • состояние и прогноз рынка рабочих мест автономного округа для выпускников колледжа из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, не имеющих опыта работы;
  • особенности регионального законодательства;
  • технологии профессионального обучения, организации всех видов практики обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
  • порядок разработки адаптированных образовательных программ на основании заключений МСЭ и ПМПК, особенности оформления заключений ПМПК и написания, выработка рекомендаций по содействию в трудоустройстве выпускников колледжа данной категории.

В рамках круглого стола состоялся конструктивный разговор при обсуждении проблем инклюзивного профессионального образования и обучения. Обсуждались аспекты, связанные с нормативно-правовым регулированием инклюзивного профессионального образования: какая нормативно-правовая база методического сопровождения разработана в колледже, в частности, для обучения лиц с ментальными нарушениями по образовательным программам профессионального обучения.

Рассмотрены и рекомендуемые виды трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности, указаны наименования профессий, реализуемые в колледже для указанной категории лиц.

В разговоре подняли медицинский аспект: о допуске или не допуске к профессиональному обучению лиц из числа инвалидов и ограниченными возможностями здоровья по профессиям, реализуемым в колледже.

Старший методист Жукова Р.Л. рассказала о порядке профессионального обучения лиц с различными формами умственной отсталости и задержкой психического развития, о наличии специальных условий в соответствии со статьей 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», которые предусматривают отсутствие у обучающихся медицинских противопоказаний для обучения по таким программам.

Обсуждались вопросы необходимых документов (кроме установленных), предоставляемых абитуриентами при поступлении в колледж на программы профессионального обучения. Особый интерес вызвали вопросы, связанные с заключениями ПМПК и МСЭ, с разработкой индивидуальной программы реабилитации по созданию специальных условий профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Специалистами ПМПК и МСЭ дано разъяснение определения статуса указанных лиц.

Присутствующие были единодушны во мнении о том, что при работе с такой категорией студентов велика роль тьютора, психолога и социального педагога в колледже. Участники круглого стола договорились о проведении с педагогами колледжа обучающего семинара по вопросам групп нозологии, о совместной просветительской работе с родителями детей из Ханты-Мансийской школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья для выработки индивидуальной траектории профессионального обучения.

В свою очередь, специалисту Ханты-Мансийского Центра занятости населения предложено содействовать созданию адаптированных рабочих мест для выпускников колледжа с ограниченными возможностями здоровья, завершающих профессиональное обучение по профессиям рабочих в этом учебном году.

Все участники Круглого стола сошлись во мнении, что подобные встречи необходимы для консолидации усилий по решению данной проблемы.