Трудоустройство  выпускников-инвалидов.

Информация по вопросам трудоустройства выпускников-инвалидов в

Ханты-Мансийском технолого-педагогическом колледже

На 01.01 2021 года в колледже обучается: 17 студентов с инвалидностью.

Они обучаются по следующим направлениям:

— ППССЗ «Гостиничный сервис» — 1

— ППССЗ «Информационные системы» — 1

— ППССЗ «Поварское и кондитерское дело» — 1

— ППССЗ «Документационное обеспечение управления и архивоведение» — 2

— ППССЗ «Дошкольное образование» — 1

— ППССЗ «Коррекционная педагогика в начальном образовании» — 1

— ППССЗ «Преподавание в начальных классах» — 1

— ППССЗ «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей» — 1

— ППКРС «Электромонтер» — 1

— ППКРС «Делопроизводитель» (очно-заочная форма обучения) – 1

— Профессиональная подготовка «Рабочий зеленого хозяйства» -5

— Профессиональная подготовка «Маляр» -1.

Обучающихся с инвалидностью можно распределить по следующим нозологиям:

— С нарушениями опорно-двигательного аппарата – 7,

— Нарушения зрения – 1

— Нарушение обмена веществ – 3

— Нарушение интеллекта – 6, из них 3 – имеют также нарушения опорно-двигательного аппарата, 1 – заболевание крови.

 

Для организации помощи по трудоустройству обучающихся с инвалидностью в колледже разработана «Программа по сопровождению инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ

при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве».

Основными формами содействия трудоустройству выпускников из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов являются:

-контактные мероприятия с предприятиями –работодателями (презентации, конкурсы профессионального мастерства, круглые столы, тренинги и мастер-классы и др.);

— организация прохождения всех видов практики слушателями с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с учетом требований доступности и с учетом потребностей на базе колледжа.

Формы проведения практики устанавливается с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья обучающихся и слушателей;

-заключение договоров/соглашений с социальными партнерами о проведении практики и трудоустройстве обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;

-проведение круглых столов, конференций для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с привлечением представителей бизнес-среды и государственных органов.

В рамках обучения по адаптированным программам профессионального обучения по профессиям рабочих в вариативную часть включены учебные дисциплины

«Введение в профессию и основы социально-психологической адаптации на рынке труда»,

«Коммуникативный практикум в профессиональной деятельности»,

«Культура речевого общения»,

на которых предусмотрена подготовка выпускников из числа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов к трудоустройству, как к следующему этапу социализации, связанному непосредственно с полноценным

раскрытием и применением на практике полученных во время учебы компетенций, знаний, умений и навыков.

В 2020 году колледж закончили 8 студентов с инвалидностью.

Выпускники продолжают обучение в высших учебных заведениях в очной и заочной форме.

2 выпускника – трудоустроены (специальность «Информационные системы» г. Ханты-Мансийск онкология, «Профессиональное образование» п.г.т. Пойковский, зрение),

1 выпускница (специальность «Документационное обеспечение управления и архивоведение» г. Нягань соматическое заболевание) была временно трудоустроена на 4 месяца через Центр занятости населения в рамках программы оказания услуги по организации стажировки инвалидов, в том числе молодого возраста в целях приобретения ими опыта работы, в настоящее время находится в поиске постоянной работы.

Большие трудности испытывают при трудоустройстве выпускники, закончившие обучение по программам профессионального обучения (из 3 выпускников трудоустроен только 1).

Особенности заболевания (тяжесть интеллектуального нарушения) не позволяют им осуществлять трудовую деятельность в полном объеме.

Такие выпускники не имеют общего образования, что не позволяет им продолжать обучение в дальнейшем.

Выпускники с легкой степенью умственной отсталости испытывают затруднения в трудоустройстве в связи с тем, что в городе практически отсутствуют вакансии на низкоквалифицированный рабочий труд.

По отзывам выпускников из числа инвалидов, работодатели при приеме на работу стараются соблюдать требования и рекомендации, определяющие условия труда, прописанные в индивидуальной программе реабилитации инвалида.