Смотри на нас как на равных

Профессиональная подготовка студентов – инвалидов и ОВЗ

Право на образование – одно из фундаментальных прав любого человека, особенно если он имеет ограниченные возможности здоровья. И это вполне объяснимо: ведь образование не только способствует развитию личности, но и повышает её социальный статус и защищенность. В Ханты-Мансийском технолого-педагогическом колледже 31 студент ограниченными возможностями здоровья получают профессии каменщика, штукатура, маляра строительного, рабочего зелёного строительства.

Мы понимаем, что положение студентов с ОВЗ коренным образом отличается от положения здорового человека, и поэтому образовательное пространство колледжа стремится представлять собой социум, способствующий реабилитации этой категории. А реабилитация крайне важна, ведь жизнь большинства студентов с ОВЗ заполнена страхами, тревогами и агрессивностью. Всё это зачастую приводит к возникновению конфликтных ситуаций, и становится серьезным препятствием для интеграции в студенческой жизни.

Поэтому работа со студентами с ограниченными возможностями здоровья включает в себя не только образование, воспитание, но и социализацию.

27 февраля 2018 года старший методист Жукова Р.Л. организовала круглый стол по теме «Культура инклюзии в колледже» для всех, кто работает с этой категорией обучающихся.

Разговор получился заинтересованный и продуктивный.

Раиса Леонидовна рассказала о работе, которая уже проделана: разработаны АОП по профессиям, подготовлены методические рекомендации по работе со студентами с ограниченными возможностями здоровья для педагогических работников, разрабатывается нормативная документация и т.д.

Преподаватели и мастера производственного обучения говорили о том, что все занятия у студентов с ограниченными возможностями здоровья проводятся в одной мастерской, теоретические занятия проводятся даже в теплице. Это отрицательно влияет на адаптацию студентов в образовательном пространстве. Были предложения оснастить кабинеты мультимедиа-аппаратурой и проводить занятия в учебных кабинетах.

Социальный психолог Гнедова Н.П. отметила, что в этом году стали больше внимания уделять студентам с особыми образовательными потребностями. И высказала озабоченность о дальнейшей судьбе некоторых студентов после окончания колледжа. Проблема трудоустройства людей с ОВЗ – это проблема общая, и решать её надо на уровне страны и региона.

Психолог Ивикеев С.А. рассказал о проведённой индивидуальной работе с данными студентами, об их проблемах в процессе социализации и адаптации ив колледже.

Воспитатель общежития Трунова Е.С. поделилась опытом сопровождения ребят в быту: организация совместной деятельности, организация личного пространства и т.п. Очень важно, что в общежитиях студенты с ОВЗ не изолированы от жизни других, им прививают навыки совместного проживания.

Информационное сопровождение на высоком уровне осуществляет для студентов с особыми образовательными потребностями наша библиотека.

Боголюбова Н.В. и Самсонова Л.И. сказали, что «они здесь живут». Для них проводятся библиотечные уроки, различные внеурочные мероприятия, именно в библиотеке они учатся работать на компьютере.

Хакимова Н.И. убеждена, что коллективное творческое дело объединяет. Студенты этой категории могут работать по образцу и алгоритму, на этом основаны творческие мастер – классы, например, по изготовлению новогодних снежинок и хантыйского национального оберега.

Тогидняя Н.А. рассказала о промежуточных итогах реализации Программы по социализации и адаптации студентов с ОВЗ в образовательное пространство колледжа.

Заведующая отделением Шварц Н.О. отметила, что адаптированные образовательные программы профессионального обучения нуждаются в доработке: следует внести в учебный план такие адаптационные дисциплины, как «информационная грамотность», «культура общения» и другие.

Участники круглого стола были едины во мнении, что главное для таких студентов – социализация и адаптация, ведь не все из них смогут работать, а жить в обществе будут все. А культура инклюзии зависит от каждого из нас.